Обычаи делового оборота

Обычаи делового оборота

Законодательство РФ зачастую дает «отсылки» к обычаям делового оборота. Но не всегда существует абсолютная ясность в вопросах, что именно они собой представляют, в каких случаях какой-либо обычай может применяться, чтобы быть признанным. Специфика обычаев делового оборота обусловлена тем, что они могут возникнуть исключительно в обществе, где существуют товарно-денежные отношения, но при этом правовые нормы не позволяют охватить всевозможные варианты.

Признаки делового оборота

Обычаем делового оборота признают сложившееся и широко используемое в какой-либо области деятельности правило поведения, которое не предусмотрено законодательством. В соответствии с п.1 ст. 5 ГК РФ, допустимо, чтобы это правило не было зафиксировано в каком-либо документе.

В Гражданском кодексе нашей страны, а также иных нормативных правовых актах, применяются синонимы понятия «обычаи делового оборота», в том числе: «обыкновения», «обычно предъявляемые требования», «практика, установившаяся во взаимоотношениях сторон» и т.д.

Существует несколько признаков делового оборота:

  • Обычай делового оборота — сложившееся правило поведения. И в этом контексте ключевым является именно «сложившееся», то есть временной момент играет основную роль. Деловой оборот фактически представляет собой «ритуал» или «стереотип» поведения, который давно сформировался и укоренился. В качестве банального примера сложившегося правила поведения можно привести ситуацию, когда люди занимают место в очереди. «Ритуал» — вставать за крайним в очереди, а не в ее середину или начало.
  • Обычай делового оборота — обязательное правило поведения. Аспект обязательности указывает на то, что без соблюдения данного правила отношения между сторонами не могут возникнуть. На вышеописанном примере это значит следующее: человек не может претендовать на место в очереди, если не обозначит своего намерения, например, устно сказав об этом или физически встав в нее.
  • Обычай делового оборота подразумевает многократное и единообразное повторение. То есть фактически он представляет собой ритуал или традицию: действие осуществляется определенным образом настолько давно, что у сторон не возникает разногласий или споров касательно порядка его выполнения. В рамках примера: нормы поведения при формировании очереди и ее поддержании сложились так давно, что назвать точную дату зарождения такой «традиции» попросту невозможно.

Есть и еще два «признака» обычаев делового оборота. Во-первых, они всегда возникают в конкретной сфере деятельности. К примеру, в области морских перевозок, ВЭД и т.д. Во-вторых, обычаи делового оборота не имеют конкретизации в законодательстве и, соответственно, не попадают под судебную защиту.

Принцип свободы договора

Принцип свободы договора — одна из важнейших составляющих не только российского гражданского права, но и зарубежного. На основании этого принципа стороны, составляющие и заключающие договор, в индивидуальном порядке определяют его содержание, устанавливают условия и цели. При этом никто не имеет права заставить или принудить человека к заключению договора. Данный принцип детально описывается в ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, а основополагающими аспектами этой статьи являются следующие положения:

  • Стороны принимают решение о заключении соглашения в добровольном порядке, если иное (то есть необходимость в этом) не предусмотрено на законодательном уровне.
  • Стороны имеют право заключать поименованные и непоименованные договора, а также смешанные.
  • Сторонам дозволено самостоятельно устанавливать условия договора, если на законодательном уровне не определены обязательные правила, которые не могут быть нарушены или изменены (так называемые императивные нормы закона). Диспозитивные нормы применяют в случаях, когда сторонами не установлено иное. Если условия договора не обозначены сторонами или не определены диспозитивными нормами, то руководствуются обычаями делового оборота.

Так, любое лицо имеет право (а не обязанность) вступать в договорные отношения с кем-либо, однако в некоторых ситуациях и для определенного круга лиц такая необходимость предусмотрена на законодательном уровне. Эти нормы распространяются как на физических, так и на юридических лиц. К примеру, заключение некоторых видов договоров является обязательным условием:

  • Для предпринимателей, если к ним обращаются граждане с целью приобретения товаров, услуг и т.д.
  • Для юридических лиц, которые обладают монополией на производство определенных видов продукции (допустим, предприятия, работающие в сфере обороны, обязаны заключать гос. контракты).
  • Также обязательно заключение так называемых публичных договоров: на оказание услуг общественного питания, перевозки общественным транспортом, электроснабжения и т.п.

Принцип свободы договора, тем не менее, имеет свои «границы». Например, «вмешательство закона» весьма вероятно, если интересы или права одной из сторон серьезно ущемляются или нарушаются. Второй важный аспект — даже если договор был заключен, но его положения/условия не соответствуют или противоречат законодательству, основам правопорядка или общественной нравственности, то он будет признан недействительным.

Также на законодательном уровне устанавливаются императивные нормы. Это положения законодательства, изменение которых условиями договора невозможно. Они устанавливают обязанности и права сторон, исключение которых из договора недопустимо. Если же права одной из сторон серьезно ущемляются или нарушаются условиями, обозначенными в договоре, на законодательном уровне применяются механизмы, обеспечивающие «защиту слабого».

Обычаи делового оборота

Кабальный договор и его признаки

В соответствии со ст. 179 ГК РФ, кабальной называют сделку, которая была совершена под влиянием угроз, обмана, насильственных действий или в ситуации, когда одна из сторон находилась в сложных обстоятельствах, а другая сторона этим воспользовалась. Такая сделка может быть признана недействительной в ходе судебных разбирательств и тогда стороны обязаны вернуть друг другу все, полученное по условиям кабального соглашения. Примечательно, что в дополнение к этому потерпевшая сторона имеет право взыскать с «ответчика» убытки.

Сделки на кабальных условиях могут заключать и физические, и юридические лица. В первом случае доказать неправомерность такого соглашения, как показывает практика, значительно проще. Например, если в результате сложных жизненных обстоятельств человек был вынужден продать свою недвижимость фактически за бесценок, и при этом покупатель, зная о существующих у продавца проблемах, намеренно сбивал стоимость (то есть пользовался безвыходной ситуацией контрагента), то с большой долей вероятности суд признает такую сделку кабальной. На основании его решения недвижимость «вернется» к продавцу, а финансовые средства, заплаченные за нее — к покупателю.

Значительно больше разногласий и нюансов возникает, если предприниматель или юридическое лицо пытается доказать кабальность сделки. В соответствии с общими правилами, предпринимательская деятельность всегда ведется бизнесменами на «свой страх и риск». Именно поэтому коммерческий просчет, ввиду которого у одной из сторон сложились тяжелые жизненные обстоятельства, не является основанием для того, чтобы суд признал подобную «невыгодную» сделку недействительной.

Существует ряд признаков, «выявляющих» кабальную сделку:

  • Одна из сторон оказалась в сложных обстоятельствах, которые вынуждают ее заключить сделку на заведомо невыгодных условиях.
  • Второй стороне известно о сложной ситуации контрагента и она использует это обстоятельство с целью личного обогащения или получения другой выгоды.

Признание сделки кабальной

Договор может быть признан кабальным только в судебном порядке. Алгоритм подразумевает следующую последовательность действий: сначала устанавливается факт кабальности договора, затем — его недействительность, а после — принимается решение о том, как применить последствия недействительности.

Эти задачи взаимосвязаны, и во многом успешность всего мероприятия зависит именно от действий и убедительности доказательств, представленных пострадавшей стороной. И именно она выступает в качестве истца в ходе судебных разбирательств.

В случае, если сделка будет признана кабальной, а затем недействительной, то для сторон, заключивших подобное соглашение, могут наступить различные последствия:

  • Двусторонняя реституция. Сторонам необходимо вернуть друг другу все, полученное в результате кабальной сделки.
  • Односторонняя реституция. Виновная сторона обязана передать в пользу государства все доходы, полученные в результате сделки, а также возместить пострадавшей стороне все понесенные ей убытки.
  • Аннулируются обязательства, которые должны были бы исполняться в будущем. В данном случае обе стороны остаются в условиях, актуальных на момент вынесения судебного решения, при этом их обязательства по исполнению условий сделки прекращают свое действие.

Сначала предстоит доказать, что сделка соответствует целому ряду характеристик и признаков, а значит, является кабальной. Также придется привести веские аргументы, подтверждающие, что контрагент знал о тяжелом положении, но несмотря на это решил пойти на заключение сделки ввиду личной выгоды. Нужно объяснить суду и то, в чем заключался интерес другой стороны и какие преимущества контрагент смог получить конкретно от этой сделки, и чем они отличаются от любых других договоров, заключаемых на «свободном рынке».

Немаловажно помнить и еще об одном важном аспекте: сроке исковой давности, который определяется в соответствии с ч.2 ст. 181 ГК РФ и составляет 1 год. Сделка, действительно, может быть заключена на кабальных условиях, но если срок исковой давности истек, она уже не может быть признана недействительной, а значит, к ней не могут быть применены никакие последствия.

← К списку статей