Аудит страховых компаний: виды, особенности, решаемые задачи

Аудит страховых компаний: виды, особенности, решаемые задачи

Аудит страховой компании – проверка, которая направлена на выявление всех основных ошибок, допущенных при составлении отчетности. В рамках этой процедуры также проверяется достоверность данных, указанных в документации. Проводиться аудит страховых компаний, то есть комплексный анализ отчетности организации, может в добровольном и обязательном порядке:

  • Добровольный аудит страховой компании осуществляется по инициативе владельца предприятия. Его цель – выявить имеющиеся ошибки и неточности, чтобы своевременно устранить их.
  • Обязательный аудит страховой компании выполняется в принудительном порядке, то есть в случаях, установленных законодательством РФ, или по поручению государственных органов. Цель процедуры – выявить, способно ли проверяемое предприятие выполнять взятые на себя обязательства.

Аудит страховых компаний

Внутренний и внешний аудит страховой компании: отличия и цели

Аудит страховых компаний может быть:

  • Внутренним. Такая проверка ориентирована на повышение эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления. В ряде случаев осуществляется силами штатных специалистов, но в данном случае результаты не всегда объективны. Внутренний аудит страховой компании может базироваться на независимых ревизиях, что позволяет руководству компании получить более объективную оценку.
  • Внешним. Основная задача – определить финансовую «устойчивость» страховой компании, оценить соответствие совершаемых предприятием финансовых или хозяйственных операций действующему законодательству. В ходе процедуры проверяется правильность отображения в финансовой отчетности результатов деятельности. В рамках внешнего аудита страховой компании выявляется полнота и достоверность сумм, которые были включены в состав доходов страховщика, целесообразность и обоснованность имеющихся расходов, корректность формирования страховых резервов. При внешней проверке анализируется правильность создания и использования резервов премий, направленных на страхование жизни, а также технических резервов по иным видам страхования. По действующему законодательству РФ, годовая финансовая отчетность страховой компании подлежит обязательному внешнему аудиту, который проводится один раз в году. Обязательный внешний аудит страховой компании осуществляется независимыми экспертами или сторонними специализированными организациями, которые имеют соответствующую лицензию.
При выполнении внешнего аудита страховой компании объектом работы является бухгалтерская отчетность организации, а результатом проверки – заключение о ее достоверности. При внутреннем аудите объектом работы может быть любой процесс или направление в деятельности страховой компании, результат проверки – оценка эффективности и экономичности проводимых операций, соблюдение требований актуального законодательства.

Особенности аудита страховых компаний и объекты проверки

Аудит страховых компаний предполагает рассмотрение как «общих» моментов, которые характерны для всех юридических лиц, так и аспектов, которые присущи лишь организациям, работающим в данной сфере. Аудиторская проверка страховой фирмы выполняется по той же схеме, что и для компаний, работающих в других отраслях экономической деятельности и на базе таких же нормативных документов. То есть проверяются:

  • Все операции с товарно-материальными ценностями.
  • Кассовые процедуры.
  • Соблюдение требований актуального трудового законодательства и т.д.
Но есть и некоторые специфичные моменты, связанные с аудитом страховых компаний. Это обусловлено тем, что любая фирма, планирующая заниматься страховой деятельностью, обязана получить соответствующую лицензию и отказаться от любых торгово-посреднических, производственных операций.

Учитывая этот факт, на первом этапе аудита страховой компании проверяется наличие необходимых документов:

  • Учредительного договора.
  • Лицензий.
  • Устава.
  • Свидетельства о государственной регистрации.

Особенности аудита страховых компаний

После оценивается, соответствуют ли документы нормам актуального законодательства. Выполняется проверка, позволяющая подтвердить или опровергнуть тот факт, что компания не осуществляет «сопутствующую» несогласованную деятельность. Затем в рамках аудита страховой компании:

  • Оценивается корректность составления договоров страхования, точность выполнения и учета всех операций, обозначенных в них.
  • Проверяется обоснованность выплат клиентам, анализируются случаи задержек в выплатах или отказов, если таковые существуют.
  • Выявляется соответствие страховых резервов компании принятым обязательствам, соблюдение условий инвестирования страховых резервов, которые предусмотрены органом страхового надзора.
  • Оценивается обоснованность трат, обозначенных в статье расходов, которые, в свою очередь, включены в себестоимость услуг.
  • Выявляется корректность и законность проведения операций в иностранной валюте, если таковые имеют место быть.
  • Проверяются расчеты по оплате труда сотрудников предприятия, расчеты с кредиторами, дебиторами и проч.
Итогом добровольного или обязательного аудита страховой компании является выдача заключения со стороны инспектирующей организации. В нем указываются результаты проверки, обозначаются выявленные нарушения и ошибки, описываются рекомендации по их устранению.

Разница добровольного и обязательного аудита страховой компании заключается в том, что в первом случае заключение составляется непосредственно для владельца предприятия и его пользования с целью улучшения работы компании, а во втором – результаты проверки доступны для кредиторов, инвесторов, акционеров и т.д.

Хотите подробнее узнать об особенностях аудита страховой компании и получить ответы на интересующие вопросы? Все необходимые консультации вам предоставят эксперты КАФ «АУДИТОРиЯ»: , .
← К списку статей